Ликвидация общественной организации

ОтветыРубрика: ВопросыЛиквидация общественной организации
0 +1 -1
Мария спросил 4 года назад

Здравствуйте!
Уже много лет у меня через общественную организацию не ведется никакой коммерческой  деятельности. Нет сотрудников, нет дохода, нет арендуемого помещения. Но мне все равно каждый год приходится  отчитываться  за нее в соответствующие государственные органы. Процесс ликвидации общественной организации очень трудоемкий и достаточно дорогой.
Как исключить ее из государственного реестра без прохождения процесса ликвидации?

1 ответ
0 +1 -1
Сергей Владиславович Админ. ответил 4 года назад

Здравствуйте, Мария!
 
Каждое юридическое лицо, в том числе общественная организация, зарегистрированная в установленном порядке как юридическое лицо, имеет правоспособность, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная запись вносится в нескольких случаях:
— при реорганизации;
— при добровольной ликвидации;
— при принудительной ликвидации;
— при исключении недействующего юридического лица.
 
 
Порядок добровольной ликвидации общественного объединения регламентирован в статье 26 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях) – по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения.
 
 
Основания принудительной ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности указаны в статье 44 Закона об общественных объединениях:
— нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
— неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
— неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
 
 
Исходя из того, что Ваш вопрос заключается в том, как избежать процедуры ликвидации, остановимся подробнее на случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ вследствие признания его недействующим.
 
 
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
 
 
Однако, такое упрощенное признание юридических лиц недействующими рассчитано, по большей части, на применение к тем участникам гражданского оборота, деятельность которых связана с имущественными отношениями, то есть к коммерческим организациям.
 
 
В соответствии со статьей 29 Закона об общественных объединениях орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения (которым является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения), наделен полномочием на обращение в суд с заявлением о признании объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
 
 
Основания для такого обращения в суд также указаны в статье 29 Закона об общественных объединениях:

  • неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ;
  • неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений: о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ; о решениях руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовых и квартальных отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  • непредставление общественным объединением в установленный срок сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

 
 
Стоит учитывать, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, должен быть доказан факт прекращения ею своей деятельности. Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Закона об общественных объединениях). Такая правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Н.А.».
 
 
Таким образом, в процесс признания общественной организации недействующей и дальнейшего ее исключения из ЕГРЮЛ вовлечены не только органы управления самой общественной организации, а еще и территориальное подразделение Министерства юстиции Российской Федерации и судебные органы. Представляется, что в такой ситуации целесообразно рассмотреть вопрос о добровольной ликвидации общественной организации, предусмотренной статьей 26 Закона об общественных объединениях.